.: Infuha.Ru - Стало быть полезная информация.

Внимательно
При использовании материалов с сайта ссылка обязательна.

Реферат на тему : Общее и особенное в современных либеральных, консервативных, социал-демократических, коммунистических, христианских доктринах современности.



 

Реферат на тему:

Общее и особенное в современных либеральных, консервативных, социал-демократических, коммунистических, христианских доктринах современности.

план

1.Функции общественно-политических доктрин.
2.Современный либерализм.
3.Социал-демократическая доктрина общественного устройства.
4.Марксистська концепция социалистического строя.
5.
Современные  религиозные доктрины.
6.Альтернативни видение общественного устройства.
7.Список литературы.

 

Функции общественно-политических доктрин.

Основой программных установок политических партий и общественно-политических движений есть различные общественно-политические доктрины. Речь идет об исходных принципах деятельности субъектов политического процесса. Эти доктрины исходят из существующих политических идеологий. В них отражено такое видение общественного и государственного устройства, которое отвечает интересам социальных групп, стоящих за теми или иными партиями и движениями.


Общественно-политические доктрины не сводятся только к раскрытию природы и механизмов власти в ее институционалистских, нормативном и идейном аспектах, хотя и не исключают их. Проблема властных отношений и механизмов в доктринах рассматривается с точки зрения достижения определенных политических интересов, утверждение и укрепление адекватного этим интересам общественной, в том числе государственного устройства.

Общественно-политические доктрины - неотъемлемая составная часть политической системы общества. Их функциональная роль неоднозначна и имеет несколько аспектов. Прежде всего общественно-политические доктрины определяют политический курс, стратегию и тактику тех или иных партий и общественно-политических движений, их деятельность как субъектов политического процесса. Доктрины находят свое отражение в программах и политических платформах партий и общественно-политических движений и является существенным условием действенности их усилий в избирательных кампаниях. Без преувеличения можно сказать, что они определяют электоральное поведение граждан. Качество общественно-политических доктрин является отражением зрелости политических партий и движений.

Рассматривая современные общественно-политические доктрины, надо иметь в виду, что на развитие каждого из них влияют разнонаправленные и противоречивые тенденции, среди которых выделяются две. Первая - к совершенствованию содержания и логической структуры доктрины, независимо от того, соответствует это реальной действительности или нет. Вторая - до приведения отдельных своих компонентов в соответствие с изменениями в реальном положении вещей. Как система взглядов на окружающий мир, тип свитоглядности и политико-идеологических ориентаций каждая из доктрин за последние десятилетия претерпела существенные изменения. Они эволюционируют в зависимости от сдвигов в экономике и социальной структуре, культуре и идеологии, общественно-политической жизни. Поэтому, сосредоточив внимание на характеристиках общественно-политических доктрин, надо придерживаться принципа историзма, учитывать развитие, тенденции к обновлению на основе переосмысления общественно-политической практики.

Консерватизм, либерализм, социализм и другие доктрины включают в себя различные течения, имеющие различные направления. В этих доктрин немало точек соприкосновения. И это естественно, поскольку ни одна эволюция в современном плюралистическом обществе не может быть результатом действий только одной политической силы. Происходит столкновение интересов, борьба идейных платформ, отражающих эти интересы. В ходе борьбы различные платформы взаимно обогащаются и корректируются. Силы, противостоящие, вбирают в себя более широкие интересы. Этот процесс лежит в основе движения от заидеологизированной к реалистической политики, который наблюдается все явственнее.

Спектр современных социально-политических доктрин широк - от таких, которые считают необходимым сохранение капиталистического строя, противодействие общественной прогрессу, вплоть до таких доктрин, которые полностью отрицают все ныне существующие формы общественного устройства.



Современный либерализм

В период становления капиталистического строя и утверждения господства буржуазии была выдвинута система взглядов, политических ориентаций, получившие название "классического либерализма". Она основывалась на политических идеях Дж. Локка, Ш.-Л. Монтескье, И. Канта, А. Смита, В. Гумбольта, А. Токвиля и других.

Были обоснованы демократические права и свободы, неприкосновенность личности, свобода частной собственности и промышленной конкуренции, политика свободной торговли, невмешательства государства в экономику. Большое значение придавалось разделению власти как гарантии государственного произвола и "деспотизма толпы". Проблема соотношения личности и государства в этой доктрине решалась на основе положения - о праве как реализацию естественного стремления человека к свободе.

Гражданская свобода толковалась как полная независимость частной жизни индивида от политической власти, как свобода совести, слова, собраний и печати, места жительства и занятия. Речь шла о довольно четкое разграничение и выделение гражданского общества и государства как самостоятельных сфер общественной жизни. Политическая свобода, а значит, государство как ее главный гарант, в целом должны служить лишь средством обеспечения гражданской свободы. Гарантиями против злоупотребления властью считались, во-первых, сила общественного мнения, сосредоточенной в парламенте, во-вторых, разделение и равновесие различных ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной.

Большое значение придавалось утилитаризма (И. Бентам), согласно которому задача государства - обеспечение "наибольшего счастья для наибольшего количества людей". Этого можно достичь политикой свободного развития капиталистических отношений, невмешательства государства в экономику, демократизации всех государственно-правовых институтов.

В процессе эволюции капитализма, утверждения господства монополий выяснилось, что эти идеи не обеспечивают гармоничного развития общества. В связи с этим были пересмотрены важные положения классического либерализма. Значительное внимание уделялось реформам с целью ограничить произвол монополий и облегчить положение самой обездоленной части населения. Были сформулированы новые принципы ШЖ. Гобсон, Т. Грин, Ф. Науманн, Дж. Джелиотти. Дж. Дьюи и др.)., Получивших название нового, демократического, или социального, либерализма.

Под названием кейнсианства утвердилась соответствующая система экономических взглядов. Она предусматривала усиление экономической и социальной роли государства. ^ Архаические принципы свободного рынка и свободной конкуренции, "по мнению сторонников этой системы, вращающиеся нищетой и бесправием одних ради процветания и господства других. Реализация кейнсианских принципов призвана смягчить, предупредить экономические кризисы или даже устранить их, а следовательно, укрепить капитализм .

Был сделан вывод, что без государственного вмешательства вообще невозможно обеспечить минимум политических прав для граждан. Отсюда требование сохранения за государством значительных регулирующих функций. Признавалось закономерным существование профсоюзов. Формулировалась концепция "государства благосостояния". Обосновалась необходимость и возможность преодоления социальных конфликтов. В политической сфере провозглашалась идея "плюралистической демократии", согласно которой политическая система рассматривалась как механический процесс "уравновешивания" конкурирующих групповых интересов.

Обновление либеральной доктрины видится в возвращении к изначальным принципам по индивидуальной свободы, равенства, социальной справедливости и т.п.. В связи с этим одно из центральных мест отводится роли государства в экономической и социальной сферах. Особо отмечается на свободном рынке. Считается, что принцип либерализма "каждый - за себя" может быть реализован в обществе, основанной на принципах обмена.

Обмен рассматривается как наиболее действенный фактор "управление людьми и улучшения условий их жизни" (К. Полен). Он возможен только среди равных и "приучает людей относиться друг к другу как к равным". Исходя из приоритета экономического роста, современный либерализм выступает за предоставление предпринимателям полной свободы по эффективному использованию своей собственности. Наряду с этим признается роль государства в экономической и особенно в социальной сферах.

Современному либерализму свойственна ориентация на рационализм и целенаправленные реформы с целью совершенствования существующей системы. В этой связи значительное место занимает проблема соотношения свободы, равенства и справедливости. Считается, что через естественные различия в способностях и добродетели все люди отличаются и не равны друг другу. Каждая группа людей, каждый вид деятельности порождает присущую ему иерархию, а следовательно, элиту. Последняя формируется из наиболее достойных членов общества. Любое общество достигает своего триумфа благодаря элите и умирает вместе с ней.

Учитывая формальный характер политической свободы и ее подавление рыночными и денежными интересами, проблема свободы приобретает интеллектуального окраску. Она переводится в сферу морали и культуры. В связи с этим считается, что существует специфический культурный либерализм. Ему отводится первую решающую роль уже потому, что свобода - ЦС прежде всего духовное явление и существует она в культуре.

Неолиберализм довольно пестрый по своему направлению. Есть течения, которые смыкаются с консерватизмом, а есть и такие, которые приобрели социалистического оттенка, как, например, либерально-буржуазные реформистские концепции "нового общества".

Считая себя выразителями интересов широких слоев населения, авторы этих концепций сочетают резкую критику очевидных пороков современного им общества с весьма умеренными реформистскими проектами на будущее. Не случайно в центре их концепции находятся не проблемы собственности, а проблемы распределения и перераспределения национального дохода, структура социальных потребностей общества и способов их удовлетворения.

"Социализм" видится как набор идей, пожеланий, наставлений, которые выражают общие гуманные направления людей (Р. Хейлбронер). Однако эти направления никогда полностью не будут реализованы, поскольку не может быть изменена "природа человека". "Элементами социалистической системы" считается введение "определенной формы планирования" и "наличие направляющей социалистической идеологии". Поскольку социализм требует равенства, а эффективность производства обеспечивается за счет неравенства, то человечество обречено на промежуточное состояние "между социализмом и капитализмом".

Согласно одним концепциями, путь к господству научно-педагогического состояния и введение "социального планирования" пролегает через завоевание государственной власти "новой демократическим большинством", согласно другим - через формирование различных негосударственных объединений и добровольной ^ ординации их деятельности. М. Харрингтон выдвинул программу "социалистического либерализма" как метод структурного преобразования капитализма в «демократический социализм". Она не включает национализации частной собственности, однако предусматривает еще ряд мер, ограничивающих права капиталистов.

Социал-демократическая доктрина общественного устройства

Одной из распространенных является социал-демократическая концепция социализма. В течение десятилетий она существенно изменялась, а ныне выступает в виде доктрины "демократического социализма". Отмечалось, что социализм - международное движение, которое не требует строгой единства взглядов. Учитывая, или грунтуют социалисты свою веру на марксизме, или на других методах анализа общества или воодушевленные религиозными и гуманистическими принципами, все они направлены к единой цели - социальной справедливости, лучшей жизни, свободы и мира.

Демократия является определяющей в этой доктрине социализма. Она выступает как надклассовая явление и включает гарантированное право на частную жизнь, защищает от произвольного вмешательства государства. Имеются в виду свобода мысли, организации, вероисповедания, всеобщие выборы, право на культурную автономию для национальных меньшинств, независимость судей право на оппозицию. Цель социал-демократов - постепенное продвижение к обществу, где демократия распространяется на экономическую, политическую и социальную сферы жизни. В целом социализм рассматривается как цель, к которой человечество постоянно продвигаться, наполняя новым политическим и соци "альным содержанием такие непреходящие нравственные ценности, как свобода, справедливость, солидарность, равенство.

Все это разные стороны "демократического социализма" как "смешанного общества". Последнее предполагает и "демократизацию экономики" путем государственного ее регулирования на основе неокейнсинства. Принципом такого регулирования и движущей силой является рынок. Считается, что с помощью государства и его институтов нужно держать рынок под постоянным контролем, направляя его развитие в интересах общества. С этой идеей увязывается концепция "соучастия" рабочих и служащих в управлении "производством". Такая производственная демократия осуществляется посредством института социального партнерства - системы коллективных договоров с собственниками предприятий относительно условий труда, быта, отпусков и др..

Такой аспект доктрины "демократического социализма", как "международная демократия", включает поддержку мира, борьбу против угнетения и эксплуатации народов, помощь слаборазвитым странам. Социал-демократы понимают, что нестабильность в международных делах несовместима с их целью - "демократическим социализмом". Такой социализм не может приобрести реальный очерчивания без прочного и длительного мира, без радикального перевода на нужды реформ средств, затрачиваемых на вооружение. Разрядка в международных делах связывается с дальнейшей демократизацией различных институтов политической системы.

Очень важной положительной чертой концепции "демократического социализма" является ее чувствительность к новейшим тенденции! развития цивилизации, поиски ответа на вопросы, которые встают перед трудящимися массами, в целом перед обществом и которые приобретают первостепенное политическое значение. Среди них центральное место занимают проблемы экологической среды, общественного контроля над опасными технологиями и политической угрозой использования средств массового уничтожения. Как следствие основные ценности "демократического социализма" дополняются равнозначными или даже самыми главными условиями защиты основных предпосылок человеческого существования. Речь идет о том, какая модель научно-технической цивилизации сочетается с проектом строительства общества свободы и равенства, "солидарное определяет само себя".

Концепция "демократического социализма" трансформируется под влиянием процессов, которые сейчас происходят в среде социал-демократии. Речь идет о двух основных направлениях. Первый - традиционный, издавна связан с промышленным рабочим классом, профсоюзами и рабочим кооперативным движением. Он учитывает качественные изменения, которые сейчас происходят в производительных силах общества и отражаются неизбежными изменениями в материальной базе и надстроечных институтах.

Не посягая на основу существующего строя, сторонники этого направления категорически выступают против того, чтобы неизбежные издержки преобразований переводились на самых обездоленных путем сокращения занятости, демонтажа социальной инфраструктуры, а также против безграничного господства бесчеловечности, эгоизма и стяжательства. Здоровое развитие общественных отношений будет происходить лишь в том случае, если большинство населения предоставлена ​​возможность приспособления к новой ситуации без значительных экономических и социальных потерь.

Второе направление - модернистский, также связан с рабочим классом и его профессиональными организациями. Однако защита интересов промышленных рабочих перестает быть доминирующим. Происходит все большая ориентация на работников наемного умственного труда, занятых в новейших отраслях, на средние слои научно-технической и гуманитарной интеллигенции. Делается вывод о размывании классового сознания рабочих, потерю ими готовности считать себя носителями определенной коллективной воли.

В целом нельзя недооценивать значительного вклада социал-демократии в осуществление социальных реформ, способствующих росту благосостояния и социальной защищенности бедных слоев во многих странах Запада.

Марксистская концепция социалистического строя

В течение последних девяноста лет одной из самых распространенных была марксистская, коммунистическая доктрина социализма, на которой основывались многочисленные партии. Ее основными постулатами были в частности: необходимость социалистической революции и установление диктатуры пролетариата как витой формы демократии, тотальное обобществление средств производства, централизованное плановое ведение хозяйства и устранение рыночных отношений, отрицание социального, идеологического и политического плюрализма.

Попытки реализовать марксистскую доктрину социализма показали ее нежизнеспособность и утопизм. Она потеряла былую популярность. Утверждение казарменного, тоталитарного "социализма" исказило саму социалистическую идею. В соревновании с капитализмом страны "реального социализма" проиграли во всех сферах общественной жизни. Застой и отставание в экономике, неспособность использовать достижения научно-технической революции, падение жизненного уровня, обострения социальных и межнациональных конфликтов, кризис морали и культуры - все это сказалось. Кризис сталинской концепции социализма в общественном сознании, и не только на обыденном, но и научном уровне, отражается как неспособность вообще марксизма-ленинизма, самой коммунистической доктрины социализма, ее неадекватности реалиям современного мира.

Надо отметить, что в послевоенные годы делались тщетные попытки модернизировать эту доктрину, отойти от "реального социализма", который наиболее ярко проявил себя в бывшем СССР.

Концепцию социализма, которая отличалась от утвержденной в Советском Союзе, была разработана в Югославии. Ее наиболее существенной чертой можно считать осуществление принципа самоуправления, а отсюда - определенная децентрализация и деетатизация хозяйственной жизни. Эта концепция предусматривала и шире по сравнению с командно-административной модели, использование товарно-денежных отношений.

Резко отличалась от советской концепция народной демократии, которая рассматривалась как способ перехода к социализму и как устройство нового общественного строя. Этой концепции в целом свойственно стремление обеспечить преемственность предыдущих демократических движений, не обрывать демократические традиции, которые формировались в довоенные годы и во время борьбы с фашизмом. Переход к социализму предусматривался мирным путем, без вооруженного восстания, без гражданской войны и диктатуры пролетариата, но при его гегемонии, на основе парламентского режима.

В экономическом плане считалось неизбежным существование многие секторной экономики как сосуществование социалистических, государственно-капиталистических (под строгим контролем рабочего класса) и частных укладов хозяйствования. Особое внимание уделялось кооперации как форме реального обобществления. В политической сфере предусматривалась традиционная для некоторых стран Восточной Европы парламентская форма, многопартийность при наличии оппозиционных партий, а также разделение властей на законодательную и исполнительную. Итак, народно-демократическое государство должна быть правовым государством. Однако концепция народной демократии не была реализована.

Во второй половине 70-х годов как результат растущего неприятия коммунистами западноевропейских стран практики так называемого реального социализма, повлекшей господство бюрократии, догматизма, утверждения командно-административной системы, сложившейся доктрина евро коммунизма. Одновременно необходимо было преодолеть присущий социал-демократической концепции так называемой социальной государства дефицит народовластия. Главное в доктрине евро коммунизма - это идея: универсального значения политической демократии.

Во взглядах коммунистов капиталистических стран принципиальное значение имело осознание того, что "право" естественного осуществления революции не может быть монополией и привилегией только коммунистических партий, в авангарде борьбы за радикальные сдвиги, которые будут означать утверждение социализма, могут быть и другие политические силы. Менялся и сам взгляд на социализм, который все чаще рассматривается в диалектике социальных и научно-технических завоеваний.

Однако реалией является то, что в некоторых странах "реального социализма" все еще официально принята правящими коммунистическими и рабочими партиями командно-административная система, основанная на культе личности, а в КНДР - по сути харизматичная доктрина социализма. Хотя и здесь, и на Кубе предпринимаются попытки несколько модернизировать, "исправить" официальную доктрину социализма.

Радикалистськи взгляды "новых левых"

В этих доктринах отражены взгляды радикально настроенных слоев мелких собственников, интеллигенции, студенчества. Обвиняя рабочий класс в потере революционности, они провозглашают единственной революционной силой маргинальные слои, по сути, мелкую буржуазию. Концепциям массовых движений 60-70-х годов, известных под названием "новые левые", свойственные утопичность, ультралевые фразеология, крайний идейный эклектизм.

Теоретические взгляды "новых левых" в отношении социализма можно условно разделить на "новую левую теорию революции" и взгляды левых радикалов на сущность и основные черты будущего общества. В работах Г. Маркузе. А. Негта. Р. Дучке, С. Кармайкла и других отмечается на политическом насилии, разрушении, отрицании. "Теория социализма", определение путей его построения предстают, как правило, в виде указаний на то, что при социализме не должно быть.

при полном замалчивании таких принципиальных проблем, как экономическая структура будущего общества, управления экономическим и социальным жизнью, общественные институты и организации, их место и роль в обществе.

Идеологи "новых левых" пытаются совместить марксистское учение о социализме с фрейдизмом. Особенно ярко это проявилось в концепции Э. Фромма. Его понимание социализма, которая сводится к самосовершенствованию личности, "революции в себе", близкий к религиозным принципам "очищения души", "борьбы с грехом".

Мнения "левых радикалов" о социалистических преобразований в послереволюционный период еще более запутанные и эклектичны. В их размышлениях о будущем общества исходной является категория отчуждения. Считается, что его преодоление - важная цель революции.

Некоторые авторы считают, что отчуждение является биологической качеством человеческой природы. а следовательно, практически не может быть преодолено. Отстаивается необходимость устранения любых форм государственного контроля над экономической и политической жизнью, замена его "самоопределением", что должно способствовать полному раскрепощению индивида. Как правило, оказывается негативное отношение к любым массовым политических организаций, замалчивается вопрос о структуре государственной власти и судьбе частной собственности.

В среде новых общественных движений в последнее время получила распространение концепция "либертарного социализма". Она формируется вокруг центральной идеи - свободы личности (в ее индивидуалистическом понимании). Последовательный либертаризм предполагает недоверие к любой власти и авторитета, отрицание позитивной роли государства и политических партий. Он негативно относится к централизованным, иерархических организаций на национальном и местном уровнях. Признаются только горизонтальные общественные связи. Идеальным считается общество полностью добровольных автономных мелких коммун, свободных в своей деятельности от планирующего центра. 'Надежды на прогрессивное развитие "либертарно социализм" связывает главным образом со стихийной деятельностью масс, с инициативой снизу, самоорганизацией. Такие идеи и требования вытекают из анархо-социализма П.-Ж. Прудона, М. Ба-Кунина, П. Кропоткина.

Современный либертаризм отличается от "классического" анархо-социализма. Он все больше опирается не на идеологию традиционного анархической мысли, а на современные идейные теории, отдающие дань анархизму. Так, экзистенциализм привел новые аргументы в пользу субъективистского толкования свободы, франкфуртская школа отрицает историческую роль рабочего класса. Сторонники современного либертаризма направляют внимание на такие социальные проблемы, как экологический кризис, образ жизни, развитие и индивидуализация личности, культура. Главная ставка делается уже не на насилие, террор как метод решения социальных противоречий, а на реформы, эксперимент, на замену существующих структур другими. В целом современный "либертарно социализм" выступает как выпрямленный вариант анархо-социализма. Он способен к взаимодействию с либералами, социал-демократами и даже с коммунистами.

Современные религиозные доктрины

Характерной особенностью доктрины всех мировых религий является их модернизация, направленная на учет реалий современной жизни и приспособления к ним. Например, остается неизменным одно из наиболее существенных теоретических принципов католицизма - утверждение об абсолютном примате прежде религиозного прогресса над социально-экономическим, духовного обновления человечества - над изменениями объективной социально-политической ситуации. Папа Иоанн Павел II подчеркивает, что церковь должна заниматься моральными и религиозными вопросами, а не политикой. В действительности наблюдается ориентация другого направления. В частности, католицизм поддерживает программные установки консервативных партий, а в Германии руководствуются установкой К. Аденауэра - делать политику с помощью религии.

Значительное внимание уделяется проблемам рабочего движения, конфликта между капиталом и трудом. Подчеркивается необходимость предельное уважительного отношения к человеческому труду. Это лейтмотив всех социальных документов католицизма. Признается справедливость многих требований трудящихся по улучшению условий жизни.

Католицизм признает неизбежными социальные конфликты. Вместе с тем осуждает такие конфликты и формы борьбы, которые исключают разумный компромисс. Наиболее приемлемой считается политика реформ.

В социальной доктрине католицизма появился новый сюжет - защита прав человека, в том числе свободы совести. Используется такое понятие, как демократия, то есть признается, что источником власти является народ, "демос". Осуждается узурпация, использование правящими группами государственной власти ради собственных интересов или идеологических целей.

Более конкретным стал подход к проблемам войны и мира. Признано несовместимость понятие "справедливой войны" с использованием оружия массового уничтожения. В целом война, отмечает Иоанн Павел II. ядерная и обычная, ее масштабы и ужас вполне недопустимы как средство разрешения споров между государствами. Считается, что настоящий мир не может быть результатом военной победы. Нужно отбросить как ложную идею о том, что война является фактором общественного прогресса.

Сложные модернистские процессы происходят в исламе. Начиная с 70-х годов наблюдается своеобразный "исламский бум". В нем пробивает себе путь та же тенденция, что и в других мировых религиях. Суть ее - переключение внимания верующих на земные проблемы. Речь идет о размышления над смыслом жизни, правами и обязанностями человека, степени ее свободы и ответственности и др..

Модернизируется и внешнеполитическая доктрина ислама. Происходит оживление концепции панисламизма, делаются попытки привести его в соответствие с реалиями современного мира и создать механизм для реализации этой идеи путем использования религиозного, политического и экономического потенциала мусульманских стран.

Современный панисламизм выступает как концепция "мусульманского единства", мусульманской солидарности. При этом центральной выступает идея надклассовости, над национальности мусульманского единства, всемирной общности правоверных. Отправной точкой является антикоммунизм, который сочетается с формальным удалением от Запада.

В основе этой идеи - концепция "уммы", в которой заложено единство мировоззрения и действий всех мусульман, основанный на братской любви, терпимости, взаимному уважению и способности объясниться. Целостность мира достигается в силу "идеологического усиления ислама". Практической задачей является выход мусульманских организаций и государств с 00Н и создание организации объединенных мусульманских наций со своим советом безопасности, мусульманского "общего рынка", объединенных мусульманских вооруженных сил с единым военным командованием.

Если обратиться к современным внешнеполитических доктрин, то четко определяется три подхода к проблеме войны и мира. Первый - моральный. Его сторонники утверждают, что только нравственный образ жизни, проповеданный буддизмом, может спасти человечество от гибели. Определяется агрессивность империализма и необходимости борьбы за права простых людей, подчеркивается вторичность социальных, экономических и политических проблем по сравнению с задачей нравственного совершенствования натуры человека. Отстаивается пропаганда и распространение буддизма - как основная альтернатива смягчения международной обстановки. Надежды возлагаются только на добрую волю правительства в борьбе за установление мира.

Второй подход - кармический, порожденный верой в незыблемость кармического закона, который определяет жизнь людей, наций, государств, всего человечества. Он обосновывается ссылкой на действие кармы, "закон зависимого существования". Согласно кармических подходом, настоящая мораль, формирующая благоприятную карму, присуща людям, которые стали на срединный путь, хранителем ценностей которого является санха. Итак, чтобы улучшить общественную карму, нужно способствовать буддийской общине. Там, где есть для этого условия, общество выживет в случае термоядерной войны. Страны, производящие оружие массового поражения, формируют плохую карму, что приведет их к взаимному уничтожению. Кармический подход запрещает причинять вред живым существам и это тоже должно стать непреодолимым препятствием для военных действий.

Наконец, социально-политический подход. Он ставит своей задачей обеспечить сотрудничество буддистов всего мира для укрепления мира. Отмечается, что пропагандировать и воплощать идеи мира, справедливости и человеческого достоинства - это суть учения Будды. Отсюда следует необходимость защиты и поддержки национальной независимости и противостояния империализму и неоколониализм, агрессивным военным блокам, содействие общему и полному разоружению, сотрудничеству с другими миролюбивыми движениями религиозных и нерелигиозных организаций, имеющих схожие цели.

Альтернативные видения общественного устройства

Массовые движения, возникшие в капиталистических странах за последние полтора-два десятилетия, известные под наименованием альтернативных, зеленых и нетрадиционных. Они направлены на поиски новых экономических, политических, культурных форм организации жизни современного общества.

Целостная система альтернативных доктрин отсутствует. Однако их базовые идейно-политические принципы можно определить достаточно четко. Каркасом указанных доктрин является новая, пост материальная система ценностей, которая переносит акцент с материальных благ и доходов как главной жизненной цели индивида в капиталистическом обществе на нематериальные нужды - самореализацию личности, участие в общественной жизни, признание со стороны общества и т.п.. Соответственно основополагающими являются параметры "нового стиля жизни". Основной упор делается на обосновании необходимости изменения лица существующего общества (капиталистического и социалистического). а также развивающегося мира путем выхода за его пределы, опираясь на новый тип производства и создания децентрализованных самоуправляемых общественных структур.

Альтернативные доктрины резко дистанционують от всего, что касается идеологии. Вместе с тем идеологизируется все то, что относится к сфере ценностей. Ценности, культура и идеология рассматриваются как причина кризисных явлений современного общества и как наиболее действенное средство его лечения. Продукты индустриального развития - ориентация на потребительство, массовая культура, стандартизация толкуются как факторы разрушения жизненных предпосылок развития личности.

В отличие от "новых левых" альтернативные концепции меньшей степени направлены на слом социально-политических структур, а больше на трансформацию личности и общества. Используются утопические идеи: вера в добро, разум, надежда на педагогику, наставления к счастью, преданность идее прогресса, который понимается преимущественно в контексте развития и самосовершенствования личности. В полном объеме воспроизводятся утопические идеи коммунистического общества: справедливое распределение благ, присуща общественному организму в целом и отдельным его элементам гармония единения человека с природой, непосредственное участие всех в принятии решений.

Основные принципы альтернативных взглядов на организацию общественной жизни таковы: в сфере экономики - переход от задачи достижения материального благосостояния в целях материальной достаточности. В политической сфере - создание нового типа демократии, которая предусматривает децентрализацию власти и широкую политическую активность на массовом уровне. В сфере развития личности - необходимость совершенствования внутреннего мира. Распространена идея, согласно которой механизмы организации природы должны быть образцами организации общества, а социальное равновесие - копией равновесия в природе.

Непосредственной содержательной частью и исходным ссылкой альтернативных поисков является критика всего сущего как неистинного - то говорится об экономике, или о политике, морали, философии. При этом лейтмотивом является пересмотр существующей концепции прогресса. Речь идет об отказе от парадигм индустриальной эпохи, при которой центр деятельности человека переносится на стремление к материальным благам, а природа и гражданин рассматриваются лишь как источники доходов.

Иногда производство товаров и услуг считается оптимальным путем достижения общественных целей. Отмечается на опасности углубления научно-технической революции. С точки зрения альтернативистив, трансформация общества предусматривает создание принципиально новой картины мира и представления о человеческой природе. Она должна основываться на инициативе, психологизме, религиозном опыте и отходе от западного материализма. Соответственно главный удар направляется против рационализации научных знаний и понимания общественного процесса. Снимается вопрос о классовое господство, эксплуатацию, классовую борьбу.

Подчеркивается, что экологическое общество невозможно без радикального перераспределения богатств земли и средств производства на основе децентрализации. В некоторых моделях, которые ориентируют на самообеспечение, отрицается рыночная система, как и государственное регулирование экономики. Высказывается мнение, что спасти человека может только отказ от стоимостных отношений в; хозяйственной деятельности, постепенное расширение самообслуживания в рамках групповой самодеятельности (И. Ильич). Наряду с этим провозглашается необходимость "плюралистического компромисса" - сочетание альтернативной экономики с крупномасштабным современным производством.

Основа перестройки экономических и политических отношений - "демократия прямого участия". Она неотделима от таких политических принципов, как преодоление дискриминации, гарантия прав меньшинства.

Свобода провозглашается принципом социальной организации, который осуществляется на всех уровнях.

Утверждается лозунг "государство - минимум". Политическая цель видится в радикальном ограничении и деидеологизации власти. Отрицается представительная демократия как механизм отчуждения народа от власти, концентрации власти в руках элиты, социальной и политического неравенства граждан.

В политическом плане центральной является концепция "базисно-демократической политики", которая означает децентрализованную прямую демократию, предпочтение решению базиса, широкой автономии и права на самоуправление децентрализованным объединением на местах. Речь идет о перераспределении власти, переход к общинной организации, основанной на полном самоуправлении.

В основе такого подхода - представление о нерушимую связь экономической и политической децентрализации. Не случайно в проектах, направленных в будущее, иногда оспаривается политический масштаб государства-нации. Государственному устройству противопоставляется регионализация. На глобальном уровне речь идет о планете федераций, а не планетарную общность.

Универсальным средством оздоровления общества считается утверждение новых ценностей. Первой из них является личная аутентичность. Имеется в виду, что жизнь - это благо только при условии, что его содержание и стиль соответствуют способностям и призванию человека. Второй ценностью считается само признание. В политике это означает право выбора, который бы диктовался исключительно сознательным стремлением свободы и справедливости. Третья ценность - первичная коллективность, которая обеспечивает возврат к примату территориальных связей над социально-экономическими.

В целом альтернативные доктрины содержат в себе немалый гуманистический потенциал и уже поэтому не исключается рост их роли в будущем.











Список литературы.


1.Кирилюк Ф. М. Политология: Учебно - методический комплекс. - К., 2005 г.
2.Мадисон В. В. История развития политической мысли. Курс лекций. Учеб. пособие. - М., 1996.
3. А. Семкива. Политология: Учебник .- М., 1994.
4. Бабкина, В.П. Горбатенькая. Политология: Пособие для студ. высших уч. закл .- К., 2001.
5. Лазаренко А.В., Лазаренко А.А. Теория политологии. - М., 1996.
6.Пича В.М. Хома Н.М. Политология. Конспи. лекций. К., 1999
7.Колодий А. Политология. Нав. пос. для студ. высших уч. заведений. - М., 2000.
8. Шляхтун П.П. Политология. - К., 2002

Опубликовано:3 Декабрь, 2011 09:33, Просмотров:2484, Печать
 
В этом разделе:
Пользователь
Имя
Пароль
© 2014 www.infuha.ru |
Рейтинг@Mail.ru При использовании материалов ссылка на сайт обязательна!
Все материалы опубликованы в том виде в котором они к нам попали, возможно они были кем-то изменены, а может даже неоднократно, возможны ошибки, неточности и т.п.
Администрация сайта не является авторами материалов, мы лишь собрали Для Вас всё в одном месте.
[ PG.t : 0.08 | DB.q : 9 | DB.t : 0.00 ]